Становление и развитие системы обеспечения деятельности судов в ходе судебной реформы
Главной задачей судов является осуществление правосудия. Выполнение несвойственных правосудию функций влечет снижение качества судопроизводства, распыление сил и средств судебной власти, волокиту по рассматриваемым делам, а в итоге ведет к ненадлежащей защите прав и охраняемых законом интересов граждан и других субъектов судопроизводства.
Органами государственной власти Российской Федерации констатируется, что эффективность деятельности судебной власти по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения следующих задач:
— обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
— повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
— создание неоходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
— обеспечение независимости судей;
— повышение уровня исполнения судебных актов.
Эти задачи во многом имеют организационный и обеспечительный характер; их решение не входит в компетенцию судов как органов судебной власти.
Успешное решение указанных, а также целого ряда иных задач обусловливает объективную необходимость функционирования системы обеспечения деятельности судов.
Система обеспечения деятельности судов существовала и в советский период. Однако она строилась исходя из того, что суды относились к числу правоохранительных органов и не рассматривались как носители самостоятельной ветви государственной (судебной) власти. В то время не ставился вопрос о реализации положений о независимости и самостоятельности судов. В том числе указанными обстоятельствами объясняется значительное влияние исполнительной власти на организацию и обеспечение их деятельности. Соответствующие полномочия были присущи, например, Министерству юстиции СССР и подчиненным ему органам юстиции на местах.
Мировая практика свидетельствует о том, что независимость судебной власти, самостоятельность судов в кадровом, финансовом и других отношениях невозможна без соответствующего обеспечения их деятельности в таких формах, которые бы исключали их зависимость от исполнительной власти. Поэтому Концепцией судебной реформы в России (1991 г.) было признано необходимым создание органов по обеспечению деятельности судов, которые не являются составной частью системы исполнительной власти.
Основы современного организационного обеспечения деятельности судов заложены в Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которой государственная власть состоит из законодательной, исполнительной и судебной власти, а органы каждой ветви власти являются самостоятельными.
В 90-х гг. XX в. стали реализовываться решения, направленные на обеспечение организационной независимости судов.
Применительно к Конституционному Суду и системе арбитражных судов России отдельными законами был установлен автономный порядок организационного обеспечения данных судов. Аналогичным образом было организовано обеспечения Федерального казначейства Министерства финансов РФ осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Судебного департамента.
Похожие работы:
- Становление и развитие системы обеспечения деятельности судов в ходе судебной реформы Главной задачей судов является осуществление правосудия. Выполнение несвойственных правосудию функций влечет снижение качества судопроизводства, распыление сил и средств судебной власти, волокиту по р...
- Финансирование судов, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента. Развитие материально-технического обеспечения судебной системы Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей и квалификационных коллегий судей осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета. Генеральный директор Судебного депар...
- Значение и задачи материально-технического и иного обеспечения деятельности судов Надлежащее функционирование судебной системы на конституционных основах возможно лишь при ее надлежащем финансировании и обеспечении материально-техническими ресурсами. Достаточное материально-технич...
- Понятие, цели и основные направления организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Нормальное функционирование судебной власти предполагает создание надлежащих условий для ее деятельности: наличие соответствующей законодательной базы, укомплектованность профессиональными квалифициро...
- Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально- правовых критериев. С позиций сов...